Система вала. В этой системе за основную деталь принимается вал, у которого верхнее отклонение равно нулю, нижнее всегда имеет отрицательное значение независимо от применяемой посадки при одном и том же классе точности и одном и том же номинальном размере. Такой вал называется основным и обозначается буквой В, а система имеет обозначение СВ. Различные посадки достигаются путем изменения предельных отклонений отверстий.
Поле допуска вала всегда расположено ниже нулевой линии. При посадке с зазором поле допуска отверстия располагается выше нулевой линии и в соединении обеспечивается гарантированный зазор.
При переходной посадке поле допуска отверстия частично перекрывает поле допуска вала. В этом случае в соединениях возможны и натяги и зазоры. При посадке с натягом поле допуска отверстия полностью перекрывает поле допуска вала. В соединении обеспечивается гарантированный натяг.
Поле допуска основного вала обозначается буквой В, а класс точности — малой цифрой-индексом, стоящей за буквой. Таким образом, поля допусков основных валов разных классов точности обозначаются: Вь В, В2а, В3, В3а, В4, В5, В7, В8, В9. Цифра у основного, 2-го класса точности не пишется.
Размеры валов можно записать условными обозначениями и цифрами. Так, например, размеры вала 2-го класса точности диаметром 40 мм могут быть указаны следующим образом: 40В или 0 40-0′017 мм.
Размеры того же вала, изготовленного по 3-му классу точности, будут записаны так: 40В3 или 0,40-0,050 мм.
Величины предельных отклонений основных отверстий и валов, а также отверстий и валов для различных посадок в обеих системах допусков приводятся в таблице допусков.
При постановке размеров на сборочных чертежах вначале пишется номинальный размер соединения, а затем, в виде дроби, поля допуска отверстия (в числителе) и вала (в знаменателе).
В машиностроении наиболее широко применяется система отверстия. Это объясняется тем, что отверстия часто выполняются при помощи «жесткого» инструмента: сверл, зенкеров, разверток, протяжек, которые имеют определенный размер. Чтобы обеспечить получение всех необходимых посадок разных классов точности за счет изменения величины и расположения допусков у отверстия, потребовалось бы чрезвычайно большое количество типоразмеров специального инструмента.
Получение же различных допусков, а следовательно, различных классов точности и различных посадок при обработке валов не вызывает затруднений, так как обработка производится универсальным инструментом — резцами и шлифовальными кругами.
Система вала применяется в отдельных случаях, в частности при обработке валов, сопрягающихся с несколькими деталями по различным посадкам. Например, сопряжение поршневого пальца двигателя внутреннего сгорания со втулкой шатуна и поршнем выполнено по системе вала, так как номинальный диаметр обоих соединений одинаковый, а посадки разные: с отверстием в поршне — напряженная, а со втулкой шатуна — посадка движения. При выполнении этих соединений в системе отверстия пришлось бы усложнить конструкцию пальца и поршня, выполнив соединения с различными номинальными размерами. Остальные стандартизованные посадки можно применять только тогда, когда невозможно использовать предпочтительные.
Страницы: 1 2