Сухопутный транспорт леса. Транспорт является составной частью лесозаготовительного процесса. Освоение лесных массивов связано со строительством и содержанием разветвленной сети лесовозных дорог. Основным видом сухопутного транспорта является автомобильный. Им вывозится около 86 % заготавливаемого леса, по узкоколейным железным дорогам — 13%, остальная часть падает на прямую вывозку тракторами. Удельный вес автомобильных перевозок в лесной промышленности постоянно возрастает. В отрасль поступают мощные лесовозные автомобили МАЗ-509А, КрАЗ-255Л, проходят испытания автопоезда на базе автомобилей МАЗ-5434, КрАЗ-260ЛС. В связи с этим возрастают требования к качеству строительства автомобильных лесовозных дорог, увеличению объемов строительства дорог круглогодового действия.

Транспорт леса

Совершенствование сети автомобильных лесовозных дорог идет за счет сокращения грунтовых дорог, увеличения объемов строительства гравийных и щебеночных покрытий с укреплением их при больших грузооборотах вяжущими материалами, строительства дорог с твердым покрытием (асфальто- и цементобетонным). В районах, бедных каменными материалами, необходимо расширить строительство дорог с колейным покрытием из железобетонных плит. Районы лесозаготовок страны расположены в I и II дорожно-климатических зонах, характеризуемых устойчивыми низкими температурами в течение длительного периода, что создает благоприятные условия освоения лесных массивов зимними дорогами, обеспечивающими значительное снижение дорожно-транспортных расходов. Перспективными покрытиями временных автомобильных дорог являются инвентарные сборно-разборные покрытия из деревянных щитов ЛВ-11 и нагельных.

Лесовозные дороги в зависимости от срока их действия делятся на постоянные (со сроком действия свыше 5 лет) и временные (время действия до 5 лет). К постоянным дорогам относят грузосборочные дороги, обслуживающие несколько лесозаготовительных предприятий, магистральные дороги, соединяющие лесной массив с нижним лесным складом, и ветки», примыкающие к магистралям и обеспечивающие освоение крупной части лесного массива.

К временным дорогам относят действующие до 5 лет ветки, лесовозные усы, карьерные дороги, дороги для обслуживания подсочки леса и др. Усы примыкают к магистралям или вет­кам и служат для вывозки леса с одной или нескольких лесосек. Магистральные и грузосборочные дороги действуют в течение всего срока работы предприятия или до полного-освоения отдельного лесного массива. Ветки действуют в течение нескольких лет, усы, как правило, до одного года. Усы являются наиболее разветвленной частью транспортной сети. Если принять полную длину лесовозных дорог за 100%, то на долю усов приходится около 80 % протяженности, на ветки 12…15 %, на магистральные дороги — 5…8%.

По времени действия различают лесовозные дороги круглогодовые и сезонные — зимние и летние. На основании анализа грунтовых условий лесной массив разбивается на зоны летнего и зимнего действия. При этом к зоне летнего освоения относят участки с плотными грунтами, а к зоне зимнего — лесосеки на переувлажненных и заболоченных участках, ха­рактеризующихся слабой несущей способностью грунтов, а также участки лесного массива с разбросанными, слабоконцентрированными запасами, для освоения которых необходима большая протяженность дорог. В связи с этим строят дороги летнего (круглогодового) и зимнего действия.

Конструкция дорожной одежды, которая состоит из двух слоев — основания и покрытия, зависит от типа транспортных средств и интенсивности движения. В зависимости от вида покрытия лесовозные дороги различают: грунтовые, гравийные, щебеночные, грунтощебеночные, колейные, железобетонные, лежневые, снежные и ледяные. В лесной промышленности наряду с автомобильными лесовозными дорогами для вывозки леса используют узкоколейные железные дороги (УЖД) с шириной колеи 750 мм. Прицепной состав УЖД подразделяется на грузовые и пассажирские вагоны. Грузовые вагоны в зависимости от назначения и вида груза делятся на несколько типов: платформы, полувагоны, крытые вагоны, цистерны и специальные вагоны-сцепы.

Водный транспорт леса. В нашей стране более 40 % заготавливаемого леса транспортируют в пункты потребления или: пункты перевалки водным путем. Транспортировка леса по водным путям без погрузки его в суда или баржи называется лесосплавом. Различают следующие виды лесосплава: молевой, кошельный, в сплоточных единицах и плотовой.

Под молевым лесосплавом понимают перемещение леса по водным путям россыпью за счет использования силы течения реки. Из-за больших потерь (утопа), засорения водоемов и трудоемкости механизации сплоточно-формировочных работ на воде объемы молевого лесосплава с каждым годом сокращаются. На небольших озерах и водохранилищах, где нет тече­ния, молевой лесосплав невозможен, поэтому применяют кошельный. При этом способе лесосплава лесоматериалы на воде заключают в специальные плавучие ограждения из бре­вен, так называемый оплотник бревна, соединенные между собой цепями или канатом. Кошели транспортируют буксирными судами по озерам или водохранилищам. Плотовой лесо­сплав применяют для транспортировки леса по рекам, озерам и морям. В зависимости от режима и условий плавания применяют речные, озерные и морские плоты. Плоты различной конструкции, формы и объема составляют из сплоточных единиц — пучков. Сплотка лесоматериалов в пучки осуществляется как на воде, так и на берегах водоемов.

Наиболее прогрессивным способом доставки лесоматериалов по воде является перевозка их в судах и баржах. В этом случае можно без потерь доставлять потребителям не только хвойные и лиственные лесоматериалы, но и пиломатериалы, шпалы, технологическую щепу и другую продукцию.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

    Опубликовано: 10.03.2010   Просмотрено: 4,955 раз


      Какой вид рекламы вы предпочитаете?


       
    Загрузка ... Загрузка ...
?php get_sidebar_right(); ?