Сухопутный транспорт леса. Транспорт является составной частью лесозаготовительного процесса. Освоение лесных массивов связано со строительством и содержанием разветвленной сети лесовозных дорог. Основным видом сухопутного транспорта является автомобильный. Им вывозится около 86 % заготавливаемого леса, по узкоколейным железным дорогам — 13%, остальная часть падает на прямую вывозку тракторами. Удельный вес автомобильных перевозок в лесной промышленности постоянно возрастает. В отрасль поступают мощные лесовозные автомобили МАЗ-509А, КрАЗ-255Л, проходят испытания автопоезда на базе автомобилей МАЗ-5434, КрАЗ-260ЛС. В связи с этим возрастают требования к качеству строительства автомобильных лесовозных дорог, увеличению объемов строительства дорог круглогодового действия.
Совершенствование сети автомобильных лесовозных дорог идет за счет сокращения грунтовых дорог, увеличения объемов строительства гравийных и щебеночных покрытий с укреплением их при больших грузооборотах вяжущими материалами, строительства дорог с твердым покрытием (асфальто- и цементобетонным). В районах, бедных каменными материалами, необходимо расширить строительство дорог с колейным покрытием из железобетонных плит. Районы лесозаготовок страны расположены в I и II дорожно-климатических зонах, характеризуемых устойчивыми низкими температурами в течение длительного периода, что создает благоприятные условия освоения лесных массивов зимними дорогами, обеспечивающими значительное снижение дорожно-транспортных расходов. Перспективными покрытиями временных автомобильных дорог являются инвентарные сборно-разборные покрытия из деревянных щитов ЛВ-11 и нагельных.
Лесовозные дороги в зависимости от срока их действия делятся на постоянные (со сроком действия свыше 5 лет) и временные (время действия до 5 лет). К постоянным дорогам относят грузосборочные дороги, обслуживающие несколько лесозаготовительных предприятий, магистральные дороги, соединяющие лесной массив с нижним лесным складом, и ветки», примыкающие к магистралям и обеспечивающие освоение крупной части лесного массива.
К временным дорогам относят действующие до 5 лет ветки, лесовозные усы, карьерные дороги, дороги для обслуживания подсочки леса и др. Усы примыкают к магистралям или веткам и служат для вывозки леса с одной или нескольких лесосек. Магистральные и грузосборочные дороги действуют в течение всего срока работы предприятия или до полного-освоения отдельного лесного массива. Ветки действуют в течение нескольких лет, усы, как правило, до одного года. Усы являются наиболее разветвленной частью транспортной сети. Если принять полную длину лесовозных дорог за 100%, то на долю усов приходится около 80 % протяженности, на ветки 12…15 %, на магистральные дороги — 5…8%.
По времени действия различают лесовозные дороги круглогодовые и сезонные — зимние и летние. На основании анализа грунтовых условий лесной массив разбивается на зоны летнего и зимнего действия. При этом к зоне летнего освоения относят участки с плотными грунтами, а к зоне зимнего — лесосеки на переувлажненных и заболоченных участках, характеризующихся слабой несущей способностью грунтов, а также участки лесного массива с разбросанными, слабоконцентрированными запасами, для освоения которых необходима большая протяженность дорог. В связи с этим строят дороги летнего (круглогодового) и зимнего действия.
Конструкция дорожной одежды, которая состоит из двух слоев — основания и покрытия, зависит от типа транспортных средств и интенсивности движения. В зависимости от вида покрытия лесовозные дороги различают: грунтовые, гравийные, щебеночные, грунтощебеночные, колейные, железобетонные, лежневые, снежные и ледяные. В лесной промышленности наряду с автомобильными лесовозными дорогами для вывозки леса используют узкоколейные железные дороги (УЖД) с шириной колеи 750 мм. Прицепной состав УЖД подразделяется на грузовые и пассажирские вагоны. Грузовые вагоны в зависимости от назначения и вида груза делятся на несколько типов: платформы, полувагоны, крытые вагоны, цистерны и специальные вагоны-сцепы.
Водный транспорт леса. В нашей стране более 40 % заготавливаемого леса транспортируют в пункты потребления или: пункты перевалки водным путем. Транспортировка леса по водным путям без погрузки его в суда или баржи называется лесосплавом. Различают следующие виды лесосплава: молевой, кошельный, в сплоточных единицах и плотовой.
Под молевым лесосплавом понимают перемещение леса по водным путям россыпью за счет использования силы течения реки. Из-за больших потерь (утопа), засорения водоемов и трудоемкости механизации сплоточно-формировочных работ на воде объемы молевого лесосплава с каждым годом сокращаются. На небольших озерах и водохранилищах, где нет течения, молевой лесосплав невозможен, поэтому применяют кошельный. При этом способе лесосплава лесоматериалы на воде заключают в специальные плавучие ограждения из бревен, так называемый оплотник бревна, соединенные между собой цепями или канатом. Кошели транспортируют буксирными судами по озерам или водохранилищам. Плотовой лесосплав применяют для транспортировки леса по рекам, озерам и морям. В зависимости от режима и условий плавания применяют речные, озерные и морские плоты. Плоты различной конструкции, формы и объема составляют из сплоточных единиц — пучков. Сплотка лесоматериалов в пучки осуществляется как на воде, так и на берегах водоемов.
Наиболее прогрессивным способом доставки лесоматериалов по воде является перевозка их в судах и баржах. В этом случае можно без потерь доставлять потребителям не только хвойные и лиственные лесоматериалы, но и пиломатериалы, шпалы, технологическую щепу и другую продукцию.