Автор: Беседу вел Владимир РОМАНОВ Два дня провел в Котласе начальник департамента промышленности, предпринимательства и лесного комплекса В.В. Грачев, принимавший участие в работе Северо-Западного совета по развитию лесной отрасли. Так как многие из затронутых вопросов напрямую касались деятельности вологодских лесопромышленников, мы попросили нашего собеседника подробнее рассказать о некоторых аспектах котласского мероприятия.

— Виктор Васильевич, согласно сообщениям информационных агентств, на совете была затронута тема “перспективных методов разработки лесосек с учетом внедрения несплошных рубок с укороченным оборотом“. Но для простых читателей эти термины ни о чем не говорят…

— Не вдаваясь в понятные только специалистам технические детали, отмечу, что речь шла о применении новых, более эффективных методов заготовки древесины. Если сейчас, как правило, на выделенных делянках лес вырубается методами сплошных рубок, то предлагается активнее использовать опыт выборочной заготовки — рубить только те деревья, которые достигли количественной “спелости”. То есть получать с одной делянки сразу несколько “урожаев”. Благодаря такой технологии можно значительно увеличить продуктивность лесных угодьев и приблизить ее к европейским стандартам.

Ведь ни для кого не секрет, что в России с одного гектара леса удается получать 150-200 кубометров древесины, тогда как в Финляндии, где несплошные рубки с укороченным оборотом уже давно стали нормой — до 1000 кубометров.

- А о чем еще говорилось на совете?

— В частности, обсуждались проблемы использования лиственной и низкотоварной древесины. Это, кстати, очень актуальная для Вологодчины тема. Несмотря на то, что в области взят курс на увеличение объемов переработки, и по сравнению с 1996 годом доля переработанной деловой древесины увеличилась с 38 до 59 процентов, идет быстрое накопление отходов — опилок, щепы, откомлевки. Остается невостребованной и значительная часть лиственных пород. Например, осины или ольхи. В других регионах такую древесину активно “поглощают” целлюлозно-бумажные комбинаты. Но у нас подобные предприятия технически не развиты, все еще применяются технологии 50-х годов. В итоге — остается большой переизбыток отходов лесозаготовки и переработки.

- И где же выход? Говорят, что в некоторых районах опилки, сучки и обрезки уже приспособились использовать в виде топлива для котельных. Мол, получается дешево и сердито.

— Да, некоторые котельные в Великоустюгском, Белозерском, Вытегорском районах уже переведены с угля на так называемую вторичную древесину. Но использование отходов лесопереработки для получения тепловой энергии — это лишь один из способов решения данной проблемы. Всего таких способов несколько. И лучше всего применять их в комплексе. Например, щепа нужна для плитного производства. А у нас оно очень развито. Различные плиты (ДВП, ДСП, МДФ) выпускают в Шексне, Монзе, Череповце, Соколе. И увеличение объемов производства несомненно породит дополнительный спрос на те же отходы. Что же касается лиственной древесины, то ее сам Бог велел использовать в качестве дров. Как для небольших котельных, так и частных жилищ. Сейчас в область завозится каменного угля примерно на 200 миллионов рублей ежегодно. Если заменить хотя бы половину таких поставок топливными дровами, получится приличная экономия! При этом высвобожденные деньги можно было бы направить на дальнейшее развитие лесного комплекса и предприятий машиностроения.

— Еще одной актуальной проблемой является процветающее лесоворовство. Тема незаконных рубок также поднималась на совете?

— Эта тема звучала в выступлениях, но целенаправленного обсуждения на этот раз не было. Мы договорились, что подробно поговорим об этом на следующем совете, в декабре. Но уже с участием федеральных структур из Санкт-Петербурга.

— Кстати, недавно в Санкт-Петербурге прошла пресс-конференция активистов Всемирного фонда дикой природы (WWF). По их данным, до 30 процентов древесины на Северо-Западе, в том числе и на Вологодчине, заготавливается нелегально… — Я категорически не согласен с такой оценкой. Да, факты незаконных вырубок есть, и они не единичны. Но чтобы 30 процентов… По официальной статистике, за прошлый год на Вологодчине было заготовлено около 9 миллионов кубометров древесины, в том числе 66 тысяч кубометров — нелегально. И хотя эта цифра явно занижена, возможно даже на порядок, согласитесь, что это далеко не треть лесозаготовок.

— Однако в выступлениях Губернатора и других членов областного Правительства неоднократно звучала другая цифра. По их данным, ежегодно на Вологодчине нелегально вырубается до 2 миллионов кубометров леса… Да, я тоже слышал эту цифру. Возможно, она получена на основании оперативной информации правоохранительных органов или ФСБ. Но это все-таки предположительная оценка. Получить точные данные о масштабах незаконной вырубки, сами понимаете, практически невозможно.

И еще. Кто, говорите, устраивал пресс-конференцию, Фонд дикой природы?!

— Да. Похоже, их данным вы не слишком-то доверяете? — А уж очень подозрительной выглядит деятельность WWF и “Гринписа” в России в течение нескольких последних лет. Такое впечатление, что активисты этих организаций не столько радеют о сохранении нашей природы, сколько прямо или косвенно пытаются повлиять на экономику. Есть беспристрастные цифры. В конце 80-х годов и в США, и в СССР заготавливалось примерно по 400 миллионов кубометров древесины, при этом на долю России приходилось 75 процентов союзного объема. Но за годы реформ заготовка древесины у нас в стране сократилась до 100 миллионов кубов, тогда как в США она выросла до 500 миллионов! И почему тогда “Гринпис” больше всего протестует против рубок в России или Амазонии, но никак не в США? А может, все дело в том, что с помощью этих и других общественных организаций, наводнивших сейчас Россию, кто-то пытается устранить с мировых рынков основных конкурентов?

— Это очень спорный вопрос и, наверное, требующий отдельного обсуждения. Поэтому хотелось бы спросить вот о чем. Сколько леса на Вологодчине мы можем ежегодно вырубать без какого-либо ущерба природе?

— Предельная лесосека в нашем регионе оценивается в 20 миллионов кубометров. Но до некоторых зеленых массивов, расположенных в 100-150 километрах от основных магистралей, добраться просто невозможно. Поэтому существует другой термин — экономически доступная лесосека. Она составляет 11 миллионов кубометров. В советские годы, в период планового ведения экономики, у нас вырубалось до 16 миллионов кубометров древесины и экономически доступная лесосека не успевала восстанавливаться. Теперь другое дело. Мы рубим 8,5 — 9 миллионов кубиков и еще имеем резерв. Так что, если заниматься лесозаготовкой грамотно, бережно относясь к имеющимся ресурсам и не нарушая технологий, вологодский лес может всегда оставаться нашим основным, а главное, восполнимым природным богатством!

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

    Опубликовано: 08.08.2012   Просмотрено: 29 раз


      Мебель какой эпохи вам больше всего нравится?


       
    Загрузка ... Загрузка ...
?php get_sidebar_right(); ?