Эксперты видят будущее российских автопроизводителей лишь в слиянии их с крупными иностранными партнерами. Похоже, все к тому и идет. АвтоВАЗ подписал договор с “Renault” о стратегическом партнерстве. “General Motors” ведет переговоры с ГАЗом.Что же получат от такого партнерства наши компании и их зарубежные коллеги?
К концу февраля этого года “Renault” должна подписать контракте АвтоВАЗом о приобретении блокирующего пакета акций российского автогиганта (25% плюс 1 акция). Впрочем, такой же пакет будет у компании “Ростехнологии” (”Рособоронэкспорт”). Остальные ценные бумаги завода останутся у независимых инвесторов. Предполагается, что в рамках сотрудничества на мощностях АвтоВАЗа начнется производство моделей “Renault”, а также партнера французской компании “Nissan”. Однако, по словам главы концерна “Renault-Nissan” Карлоса Гона, организация сборки их моделей на АвтоВАЗе — не главная цель сделки. Ведь у “Рено” уже есть собственный завод в России, а “Ниссан” начал строительство предприятия под Санкт-Петербургом. Гон заявил, что одна из основных задач — разработка и выпуск новых моделей под брендом “Lada”. Собственно, именно по этой причине АвтоВАЗ и выбрал в качестве главного партнера компанию “Renault”.
Скептики сразу предположили, что все сведется к установке шильдика “Lada” на доступную модель “Renault Logan”. Этого, мол, достаточно, чтобы сохранить российскую марку. Однако, по словам представителей двух компаний, дело обстоит не совсем так. Предполагается, что вместе с “Renault” АвтоВАЗ будет работать над так называемым “проектом С” — автомобилем гольф-класса, серийная версия которого должна появиться в продаже уже через год. Конечно, не исключено, что построен он будет на платформе французского концерна. Также, считают аналитики, на новых моделях АвтоВАЗа (напомним, что к 2012 году российский автогигант планирует полностью обновить модельный ряд) появятся и двигатели “Renault”. При этом не исключено, что производство французских моторов организуют в России. Вообще планы у новых партнеров весьма оптимистичные. Так, предполагается увеличить выпуск на АвтоВАЗе с нынешних 700.000—750.000 до 1.5 млн. автомобилей в год, разумеется, с учетом моделей альянса “Renault-Nissan”. А значит, в Тольятти придется строить как минимум еще один завод мощностью 300 000–400.000 машин в год, так как сегодня Волжский автогигант не рассчитан на такие объемы производства. А это дополнительные рабочие места, новое современное оборудование… Французам же партнерство с АвтоВАЗом позволит не только увеличить объем местной сборки и закрепиться на нашем рынке, но и повысить свой рейтинг на мировой арене. По расчетам альянса “Renault-Nissan” консолидация продаж и производства машин с АвтоВАЗом при выполнении намеченных планов, позволит концерну стать третьим крупнейшим автопроизводителем в мире.
GM оказался не у дел ПОМИМО “Renault” АвтоВАЗ вел переговоры о стратегическом партнерстве и с другими зарубежными компаниями, в частности с “General Motors”. Причем мало кто сомневался, что вазовцы вступят в альянс именно с GM, своим давним партнером по СП “GM-АвтоВАЗ”. Однако АвтоВАЗ предпочел союз с “Renault”. Кстати, эксперты полагают, что американский концерн видел в АвтоВАЗе лишь потенциальную площадку для производства своих машин или собирался наладить выпуск российских моделей под своим брендом, как это было с “Нивой”, ставшей “Chevrolet Niva”.
Теперь руководство “General Motors” заявило, что ведет переговоры о стратегическом партнерстве с другим российским автогигантом — ГАЗом. Готовы ли горьковские автостроители к такому союзу?
Здесь мнения разделились. Одни говорят, что ГАЗ и так хорошо себя чувствует, являясь крупнейшим производителем коммерческой техники в России. Он сам покупает зарубежные активы, в частности британского автопроизводителя LDV. По мнению других экспертов, скупка ГАЗом акций иностранных компаний вызвана стремлением повысить свою капитализацию и в дальнейшем подороже продать зарубежным инвесторам. Обе версии имеют право на существование. Однако возникает вопрос. Предположим. ГАЗ готов отдать контрольный или хотя бы блокирующий пакет своих акций. Но есть ли у GM что предложить российскому автогиганту? Нижегородские автостроители уже давно заявили, что акцентируют внимание исключительно на производстве коммерческих автомобилей. А что касается легковых моделей, то ГАЗ в нынешнем году уже начнет выпуск “Siber” (некогда “Chrysler Sebring”). Вряд ли GM сможет заинтересовать ГАЗ и своей коммерческой техникой. Пикапы пользуются у нас недостаточным спросом, а фургоны GM могут стать конкурентами газовскому “Maxus”. Остаются только многотонные грузовые автомобили, причем не магистральные тягачи, а в основном самосвалы, строительная техника. В этой нише у ГАЗа есть лишь “Урал”. Получается, что только в данной сфере ГАЗ и GM могут найти общие интересы. Но выйдет ли что-то из этого союза, сейчас сказать сложно.
Впрочем, есть еще одна версия развития совместного сотрудничества ГАЗа и GM — создание сверхдоступного автомобиля. Представители заокеанского концерна давно заявляли о планах по разработке такой машины, да и владелец “Группы ГАЗ” Олег Дерипаска не раз говорил о перспективности проекта по производству дешевого автомобиля. По мнению аналитиков, подобный проект мог бы заинтересовать обе стороны. Но в этом случае, полагают эксперты, компании ограничатся созданием СП.