В современном машиностроении, когда машины и изделия выпускаются в большом количестве, весьма важно, чтобы каждая деталь машины подходила при сборке к сопрягаемым деталям без всякой слесарной или иной подгонки. Для этого необходимо изготавливать детали с определенной степенью точности. Такие детали называются взаимозаменяемыми. Применение взаимозаменяемых деталей позволяет обеспечить наименьшие затраты труда при сборке и организовать производство запасных частей. Запасная деталь, изготовленная на любом заводе, уста­навливается в машину взамен аналогичной сломанной или изношенной без дополнительной пригонки и регулировки. Замена деталей или узлов запасными не должна нарушать нормальную работу машины.

Такая система применяется в массовом и крупносерийном производстве и называется полной взаимозаменяемостью.

Если в условиях данного производства полная взаимозаменяемость экономически невыгодна, применяют неполную или ограниченную взаимозаменяемость. При этом детали изготавливаются с меньшей точностью, а при сборке их подбирают по месту или применяют различные компенсаторы — шайбы, прокладки; стопорные и регулировочные винты и др.

Нормальная работа узлов и деталей машин обеспечивается в том случае, если размеры сопрягаемых деталей выдержаны в определенных пределах. Ни один размер детали в процессе производства не может быть выполнен абсолютно точно. Всегда будут отклонения от заданного размера, вызванные неточностью станка и инструмента, неточностью установки детали, ошибками измерения и т. д. За исходный размер принимается номинальный размер, определяемый конструктором при расчете деталей на прочность, или исходя из конструктивных и технологических соображений. Этот размер округляется до ближайшего большего по стандарту с целью уменьшения количества специального режущего и измерительного инструментов.

Так, например, если диаметр валика по расчету равен 15,1 мм у то его следует принять равным 16 мм, если расчетный диаметр равен 38,2, следует принять его равным 40 мм и т. д. В стандарте представлены размеры, обязательные при назначении величин диаметров, длин и высот. Стандартом предусмотрены 4 ряда размеров от ряда с наиболее крупной градацией до ряда с наиболее мелкой градацией. Желательно пользоваться рядами с более крупной градацией.

Размер детали, полученный непосредственным измерением, называется действительным размером.

Алгебраическая разность между действительным и номинальным размерами называется действительным отклонением размера.

Для обеспечения взаимозаменяемости деталей необходимо, чтобы действительный размер детали находился между двумя предельными размерами. Таким образом, предельными размерами называются наибольшее и наименьшее допустимые значения, между которыми должен находиться действительный размер.

Наибольший размер, который может быть допущен при изготовлении детали, называется наибольшим предельным размером.

Минимальный допустимый размер называется наименьшим предельным размером.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Страницы: 1 2

    Опубликовано: 20.12.2010   Просмотрено: 393 раз


      Как вам мой сайт


       
    Загрузка ... Загрузка ...
?php get_sidebar_right(); ?