Основные направления экономического развития России, предусматривают обеспечить дальнейшее ускорение научно-технического прогресса, последовательно проводить линию на техническое перевооружение промышленности, внедрение оборудования, которое улучшит условия труда и повысит его производительность.
В ходе исследования рынка был сделан вывод, что решить эти важные задачи в лесопильной промышленности можно путем совершенствования технологического процесса и организации труда, выпуска ограниченного количества сечений, концентрации производства пиломатериалов за счет оснащения предприятий современным высокопроизводительным оборудованием.
На современных лесопильных предприятиях страны наряду с сортировкой сырых пиломатериалов на сортплощадках с цепными конвейерами ТСП-3, ТСП-4 внедряются механизированные, линии сортировки (ЛССП). Эти линии позволяют исключить физический труд на одной из самых трудоемких операций в технологическом процессе лесопильного производства — сортировке сырых пиломатериалов.
На складах пиломатериалов работают пакетоформирующие машины (ПФМ), механизирующие формирование сушильных пакетов пиломатериалов, из которых затем формируются сушильные штабеля.
Вынос окончательной торцовки из лесопильного цеха на склад пиломатериалов, предусмотренный новой, прогрессивной технологией, вызвал необходимость создания установок для торцовки, маркирования и сортировки пиломатериалов по сортам после сушки (торцовочно-маркировочных установок — ТМУ), а также для сортировки их по длинам с формированием транспортных пакетов (сортировочно-пакетирующих установок— СПУ). Наряду с использованием ручных машинок для обвязывания пакетов применяют механизированный обвязочный инструмент и станки для обжима и обвязывания пакетов стальной или синтетической лентой (СОП).
ПФМ, ТМУ, СПУ чаще всего устанавливают в отдельных зданиях. Планировка складов пиломатериалов зависит от локальных условий предприятия. При установке оборудования на отдельных производственных участках большая часть трудозатрат на складе приходится на операции, связанные с неоднократным формированием и разборкой внутризаводских транспортных пакетов пиломатериалов и с перевозкой этих пакетов с одного производственного участка на другой. Направление грузопотоков, расстояние перевозок и объем грузооборота зависят от расположения ПФМ, ТМУ, СПУ, склада готовой продукции и участка отгрузки.
Транспортные и погрузочно-разгрузочные операции при сушке, хранении и отгрузке продукции потребителям комплексно механизированы. Их производят с пиломатериалами, уложенными в пакеты. Пакет стал основной грузовой единицей при производстве работ на складе пиломатериалов. За счет применяемой технолгии сушки и хранения пиломатериалов, строительство домов из данных материалов получается очень качественне и отвечает всех стандартам.
Для повышения производительности труда наряду с ПФМ внедряют штабелеформирующие линии (ШФЛ), способные формировать сушильные штабеля высотой до 5 м, а также единые линии окончательной обработки сухих пиломатериалов до товарной продукции, представляющие собой комплекс из ТМУ, СПУ и СОП. Линии отличаются высокой степенью концентрации технологических операций и автоматизации технологического процесса. На линиях торцуют пиломатериалы в размер, сортируют их по сортам и длинам, маркируют, пакетируют, обжимают и обвязывают пакеты, а также формируют блок-пакеты пиломатериалов. Для краткости такие линии называют сортировочно-пакетирующими (СПЛ).
В целях сокращения транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, связанных с внутризаводскими перевозками пакетов, на специализированных лесопильных предприятиях новое технологическое оборудование складов пиломатериалов (ШФЛ, СПЛ) устанавливают в одном здании. При таком размещении оборудования штабелеформирующая линия, блок сушильных камер, линия сортировки и пакетирования объединяются в единый производственный комплекс. Сортированные по размерам поперечных сечений пиломатериалы в виде внутризаводских транспортных пакетов автопогрузчиками доставляют на штабелеформирующую линию. Сушильные штабеля с помощью траверсной тележки по рельсовым путям подают на промежуточный склад для сырых пиломатериалов, к одной из камер сушильного блока. По мере выгрузки сухих штабелей камеры загружают штабелями сырых пиломатериалов.
Сухие штабеля с помощью траверсной тележки накапливают на рельсовых путях промежуточного склада для сухих пиломатериалов. По мере необходимости сухие пиломатериалы подают на сортировочно-пакетирующую линию, где происходит их полная обработка. В виде пакетов или блок-пакетов пиломатериалы автопогрузчиками снимают с разгрузочных конвейеров и транспортируют по назначению. Обрезки, получаемые при торцовке досок на СПЛ, и другие отходы перерабатывают на технологическую щепу. Пустые подштабельные тележки по наклонному рельсовому пути, а прокладки по конвейеру возвращаются на участок формирования сушильных штабелей. Комплекс линий и установок, включающий ЛССП, ПФМ, ШФЛ, ТМУ, СПУ, СПЛ, называют сортировочно-пакетирующим оборудованием. Книга содержит основные сведения об этом оборудовании. Эффективность эксплуатации сортировочно-пакетирующего оборудования в большой мере зависит от квалификации работающих на нем операторов.
В освоении новой техники большая роль отводится молодым операторам, выпускникам профессионально-технических училищ. Они должны не только овладеть производственными навыками по выполнению технологических операций, но и знать принципы работы основных узлов нового оборудования, его технические характеристики и возможности, стандарты на пиломатериалы, правила техники безопасности.