Почти все организации отрасли перестали отгружать лесную продукцию уже порядка более двух недель. По заявлениям глав крупнейших организаций ЛПК Кировского региона, возникшую проблемную ситуацию необходимо решать в срочном порядке, т.к. по их мнению последствия могут быть очень плачевны для отрасли, а самое главное необратимы.
Все дело в реструктуризации Ж/Д транспорта России, смысл которой заключается в следующем: произошла передача в собственность коммерческим организациям чуть больше половины подвижного состава парка. И новоиспеченные операторские организации начали заключать договора с клиентами на транспортирование грузов на выгодных для себя условиях. Но в ходе переговоров в Вятской торгово-промышленной палате пришли к выводу, что на практике данная демонополизация Ж/Д отрасли Кировской области привела к транспортному коллапсу.
В связи с передачей вагонов частным организациям-операторам отдельные фирмы вынуждены были совсем прекратить отгрузку. Сильно негативно это сказалось на лесопромышленной отрасли. «Наша продукция лежит на складе уже второй месяц, нет возможности ее отгрузить» — говорит Михаил Скворцов (генеральный директор лесоперерабатывающей фирмы). Свободных вагонов вообще нет. Как выяснилось позднее, у этих самых операторов есть более «жирные» клиенты, чем мы лесники. И до нас просто «не доходят вагоны». Ну а если же все же «дошли» то мы доплачиваем за них еще плюсом 12-16% и еще есть риск, что их вообще не поставят.
А т.к. частные организации «загибают» каждый раз все новые цены, то невозможно планировать свои доходы/расходы. И данная ситуация почти у всех лесопромышленников. И выходить из данного положения нужно быстро, а то ЛПК области может оказаться в катастрофичной ситуации.
Из слов старшего вице-президента ВТПП Исупова Юрия, следует, что данная ситуация имеется не только у лесопромышленников, но и в продовольственной области, они тоже не могут получить крытых вагонов. А если и получают вагоны, то они им обходятся дороже на 50% от ранее существовавшего тарифа.
По его мнению возникшая ситуация – следствие неправильной логистической политикой новых транспортных структур. Ведь как раньше железная дорога работала как единый механизм, что позволяло рассчитывать график отгрузки/загрузки вагонов на месяц вперед, а что имеем сейчас частник может просто пропустить пустыми не загрузив «бесперспективный» груз. А единая информационная база – кто, откуда, когда, куда и что должен перевести – этим они вообще не располагают и в связи с этим не могут обеспечить обратную загрузку. В результате возрос пустопорожний пробег, неожиданно появляется острая нехватка вагонов, а убытки потов плюсуются к тарифу.
В связи всем этим на рынке возникла парадоксальная ситуация: при прежнем количестве вагонов грузов перевозится меньше. И чем дальше тем проблема будет сильнее обострятся.
И данная проблема сказалась и на других регионах, но надо заметить что не так сильно как на Кировской области, где количество перевозимых грузов заметно меньше. Но все надеются на лучшее.