В Сибири экспорт круглого леса осуществляется в следующих регионах: Иркутской, Красноярской, Братской, Бурятской, Читинской, Алтайской, Омской, Томской. Во всех указанных областях (кроме Омской) за последние 8 месяцев происходило снижение количественных и стоимостных показателей экспорта лесоматериалов.
За 8 месяцев 2009 года стоимость экспортируемых лесоматериалов по Сибирскому таможенному управлению составила $1,5 млрд, если сравнить с соответствующим периодом 2008 года то она стала меньше на $257,1 млн (это 14,5%). Экспорт леса и лесоматериалов из региона происходил по нескольким направлениям и составил в сумме 57 стран дальнего и ближнего зарубежья. Если сравнить период с января по август 2008 года экспорт леса и лесоматериалов в страны дальнего зарубежья сократился на 14% и на 17,5% в страны СНГ. Как 21 октября сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости в отделении по связям с общественностью СТУ, работу таможенных органов по организации контроля леса и лесоматериалов обсудили сегодня в Новосибирске на заседании коллегии управления.
Как было отмечено участниками заседания, существует проблема недостаточного оснащения всех мест отгрузки погрузочно-разгрузочной техникой, а так же весовым оборудованием т.к. отсутствуют единые унифицированные нормативные требования к оснащению. Кроме этого, в последние месяцы существенно увеличилось количество недействительных фитосанитарных сертификатов, которые предоставляются при таможенном оформлении документов на экспортируемые леса и лесоматериалы: так в 2007 году на таможнях Сибири при проверке было выявлено 77 недействительных фитосанитарных сертификатов, в 2008 году — 258, а за 8 месяцев текущего года – аж 424 недействительных сертификатов. Сложившуюся ситуацию, по мнению работников таможни, необходимо разрешать при поддержке представителей территориальных управлений Россельхознадзора необходимо выискивать пути решения данной проблемы.
Экспорт круглого леса из регионов Сибири, как было сказано на заседании, является на данный момент одной из криминогенных сфер внешнеэкономической деятельности. Анализ уголовных дел и дел об административных правонарушениях показал, что наиболее типичными обстоятельствами совершения преступлений и правонарушений при вывозе леса и лесоматериалов являются: представление в таможенный орган недействительных фитосанитарных сертификатов; использование подложных документов «фирм-однодневок», недекларирование при экспорте лесоматериалов части товара, фактически погруженного в железнодорожный вагон, в том числе заявление сведений только об одной породе древесины (выявляется при таможенном досмотре, допускается вследствие неправильного обмера, недостатков организации схем погрузки и декларирования товаров); предоставление недостоверных сведений о товаре из-за неверного определения сорта декларируемой древесины; невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, а также несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям; несоблюдение сроков подачи таможенной декларации, документов и сведений.
На заседании коллегии участниками особо обсуждался тот факт, что без тесного сотрудничества с правоохранительными и иными государственными органами невозможно оргаизовать эффективную систему таможенного контроля и пресечение незаконного экспорта леса и лесоматериалов.