Еще на год откладывается введение заградительных пошлин на экспорт круглого леса, по заявлению правительства – это происходит уже во второй раз. Экономический кризис внес свои коррективы и вынудил чиновников поменять тактику.
Сохранить до начала 2011 года существующие на данный момент ставки пошлин на экспорт круглого леса порекомендовала правительственная комиссия занимающаяся защитным мерами во внешней торговле во главе с первым вице-премьером Виктором Зубковым.
На данный момент пошлина на вывоз 1 кубометра леса составляет 15 евро, с 1 января 2010 г. ее предполагали повысить более чем втрое — до 50 евро за 1 кубометр леса.
За счет повышения пошлин правительство России предполагало повысить показатели переработки древесины внутри страны за счет резкого сокращения объемов вывозимой необработанной древесины к 2020 г. (почти в 10 раз к уровню 2007 г. до 5 млн кубометров). Но к концу сентября 2009 года мнение российского правительства поменялось. Тогда министр экономразвития Эльвира Набиуллина после проведенной встречи с финским министром торговли Пааво Вяюрюненом сообщила, что повышение пошлин с 2010 г. требует дополнительного обсуждения.
На комиссии обсуждали не то чтобы повышения, но даже и снижения пошлин, сообщил нам участник заседания. Но это решение дало бы «неправильный сигнал»: Россия готова наращивать экспорт. Заградительная пошлина сильно бы ударила по российскому заготовителю, объяснил он: «Оптимальным решением данного вопроса является принцип — оставить все как есть». Принципиально о повышении пошлин до 2011 г. принято решение еще в сентябре, рассказывает другой чиновник, который участвовал в обсуждении данного постановления: из-за кризиса в мире объемы потребление российской древесины снизились и устанавливать дополнительные преграды ее экспорту сейчас нет смысла.
Больше других от данного решения пострадают крупнейшие российские лесоперебатывающие предприятия, сообщает эксперт по лесной отрасли Анастасия Копылова: они брали кредиты в 2007—2008 гг., закладываясь на запланированное повышение пошлин, а значит, рост переработки в стране. Чуть меньше отсрочка отразиться на деревопереработчиках средних размеров, реализующих долгосрочные инвестпроекты, но через год повышение пошлин понадобится и им, отмечает Анастасия Копылова. В выигрыше остаются прежде всего мелкие лесозаготовители. «Конечно, пока мы в плюсе, но повышение откладывается уже второй год подряд, — рассказывает менеджер лесозаготовительного предприятия. — Заключать выгодные контракты в условиях бесконечной неопределенности очень сложно».